СЫЗРАНСКИЙ ОРДЕН ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НЕФТЕПЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД ИМ. 60-ЛЕТИЯ ОКТЯБРЯ

Сызранский НПЗ стоит у истоков отечественной нефтепереработки, с него началось зарождение ведущей отрасли сегодняшней экономики в Самарском регионе.

Сызранский НПЗ был запроектирован в 1939-1940 г. для глубокой переработки сернистой нефти. Из-за больших запасов природных углеводородов правительство утвердило строительство между Волгой и Уралом «второго Баку». Выбор пал на Сызрань: удобная и разветвленная транспортная развилка в самом центре России, близость сырьевой базы. К концу лета 1941 года успели заложить фундаменты установки термического крекинга и смонтировать несколько металлических резервуаров для хранения готовой продукции.

В связи с началом Великой Отечественной войны проект и срок ввода завода в эксплуатацию были изменены. Фронт крайне нуждался в топливе для автомобилей, танков, самолетов, боевых кораблей и подводных лодок.

С сентября 1941 года в Сызрань стали прибывать эшелоны с нефтяным оборудованием из Херсона и Одессы. Буквально «с колес» началась сборка узлов агрегатов и трубопроводов. Вместе с оборудованием приехали эвакуированные специалисты: Ш.М. Штейнбах, И.С. Колосов, М.Л.Трейгер, П.П.Козюра, С.Д.Евтушенко, А.М. Франгулян, Л.М.Конен, А.А. Лымарь, Т.И.Сопельняк, С.А.Кудрев, Т.М.Чернов, М.С. Непомнящий, А.Н. Степурский, В.Ф. Балла и многие другие. Они образовали ядро, вокруг которого формировался трудовой коллектив завода.

Рядом с малочисленными взрослыми трудились худенькие подростки, которые заменили ушедших на фронт братьев и отцов. Егор Лаптев, Николай Фролов, Михаил Филиппов, Алексей Гололобов, Николай Пименов, Никита Крылов, Михаил Сазонов, Александр Столяров, Михаил Березин. 14-15-летние мальчишки учились на рабочих местах, постигали азы профессии.

Непосильная нагрузка легла на плечи женщин. В ремонтном цехе трудилась бригада «Нин». Она состояла из одних девушек. Тяжелую мужскую работу выполняли Нина Кочергина, Нина Горенкова, Нина Казанцева, Нина Шавина.

В лихую для страны годину работали по 12-14 часов, без выходных. Часто рабочие и специалисты ИТР двое-трое суток не уходили со строительной площадки, отдыхали по 2-3 часа в какой-нибудь отапливаемой будке. Зима 1941-1942 годов выдалась очень холодной (температура понижалась до минус сорока). Все работы осуществлялись вручную.

В тылу – как на фронте… жесткие приказы и военная дисциплина, без всяких скидок на возраст… Но главное, чем был вызван массовый трудовой героизм первостроителей СНПЗ, - это объединяющее их чувство патриотизма, беззаветная любовь к Родине. Страна руководствовалась лозунгом: «Все для фронта, все - для победы!».

СНПЗ был введен в строй в невиданно короткие сроки - всего за 10 месяцев, в мирное время на это понадобилось бы 2- 3 года.

22 июля 1942 года введена в эксплуатацию первая установка - термический крекинг ТК-1. В конце июля первый эшелон горючего отправлен на Сталинградский фронт. Летом 1942 года от Сызрани до Сталинграда проложили железнодорожную линию, и эшелоны с бензином прямо с завода отправлялись на Сталинградский фронт. После блистательной победы наших войск под Сталинградом на завод поступила телеграмма от командования с благодарностью за хорошее снабжение фронта бензином

На ТК-1 начали перерабатывать сырую нефть с большим содержанием серы, воды, и солей. Вследствие этого трубы часто прогорали, и дефектные участки приходилось заменять. Ремонт производили «на ходу», не дожидаясь, пока трубы остынут. Иногда из-за высокой температуры на ремонтниках загоралась одежда. Не выдерживало оборудование, подвергаясь коррозии, а люди оказались крепче металла, стойко переносили все тяготы.

15 ноября 1943 года введена установка прямой перегонки нефти 6-КБ (шестикубовая батарея) эвакуированная из г. Туапсе. В 1943 году на завод приехал Михаил Семенович Шемелевский, бывший директор Грознеского нефтеперерабатывающего завода. Его назначили главным технологом завода. М.С. Шемелевский разработал и внедрил метод термохимического обессоливания нефти: нефть нагревали в теплообменниках и в специальных смесителях промывали водой. Количество хлоридов в сырье значительно сокращалось, что уменьшало коррозию оборудования.

В 1944 году наркомат нефтяной промышленности приобрел в США электрообессоливающую установку фирмы «Петреко». С пуском установки «Петреко» прекратились аварийные остановки технологических объектов из-за коррозии.

Первые директора завода.

Важную мобилизующую роль сыграл директор завода, особо уполномоченный наркомата нефтяной промышленности Констинатин Ильич Леонов- очень волевой и энергичный руководитель, которому приходилось принимать ответственные решения в сложнейших условиях нехватки рабочей силы, материалов, техники. Непоколебимость и настойчивость в нем удачно сочетались с внимательным и уважительным отношением к людям, их нуждам.

Сменил в 1943 году К.И. Леонова, уехавшего на повышение в Москву Владимир Григорьевич Попков. В.Г. Попков проработал в должности 27 лет, и при нем завод превратился в мощное предприятие. Занимался не только заводскими делами, но и придавал большое значение расширению инфраструктуры, строительству жилья для работников СНПЗ и объектов культурно-бытового назначения. Добросовестный труд В.Г. Попкова отмечен орденами Ленина и Трудового Красного знамени, «Знак Почета», Октябрьской революции и многочисленными медалями.

Награды за самоотверженный труд.

За успешное выполнение задания по строительству и вводу в эксплуатацию СНПЗ в 1942 году большая группа заводчан была награждена значком «Отличник соцсоревнования наркомнефти СССР» и премирована месячными окладами. Среди них- директор К.И.Леонов, главный инженер А.М. Франгулян, электросварщик П.И.Ярошевский, котельщик К.С. Сабиров, старший насосчик П.К. Шаповаленко, заместитель директора А.Г. Донской.

За бесперебойное снабжение воинских подразделений Сталинградского фронта горючим Постановлением Государственного комитета обороны коллектив СНПЗ был награжден в 1943 году Красным Знаменем.

Переходящее знамя области передано заводу на вечное хранение.

Медалями «За доблестный труд в великой Отечественной войне 1941-1945гг.» были награждены дежурные машинисты Е.И.Лаптев и Е.И. Лаптинов, токари М.И.Филиппов и К.П. Ермолаев, операторы Е.Е. Мулюкина, Д.И.Филиппова, Ф.И. Кангин, В.С.Хлебников, слесари А.И.Макаров, М.И. Березин и другие.

Значком «Отличник соцсоревнования наркомнефти СССР» были награждены сызранские нефтепереработчики за хорошую работу в 1 квартале 1944 года. Награду получили главный инженер П.А. Чириманов, начальник товарного цеха Л.Г. Фельдман, операторы 1-ого цеха И.А.Елисеев, П.П. Козюра, слесарь-ремонтник А.А. Лымарь и другие.

После пуска и до конца Великой Отечественной в состав завода входили две технологические установки – термический крекинг№1 и шестикубовая батарея, лаборатория, цех ремонтный, товарно-сырьевой, парокотельный, транспортный, приборов КИП и водоснабжения, электрохозяйство. Персонал насчитывал около 360 человек, в том числе всего 14 инженеров.

Первые рационализаторы.

Первое рационализаторское предложение на заводе зарегистрировано 21 декабря 1942 года. Его автор- помощник начальника ремонтного цеха Василий Александрович Зубов. Произошло это через несколько месяцев после ввода предприятия в эксплуатацию.

Первые рационализаторы: Г.В.Сетежев, М.Л.Трейгер, С.М. Штейнбах. Уже в 1943 году четырнадцать заводчан подали 32 предложения.

В 1943 году начальник цеха прямой перегонки Чернов и начальник техотдела Чириманов предложили более совершенную схему эксплуатации шестикубовой батареи. За счет ее применения возрос объем переработки нефти.

Группа рационализаторов в составе – В.Г. Попкова, Б.И.Фокеева, А.А. Устинова, М.С.Шемелевского, И.С.Колосова разработала и внедрила более прогрессивный метод получения тракторного горючего, что позволило выпускать в ту трудную пору новый вид бензина.

Победное майское утро 45-ого заводчане встретили на стыке вахт. Совсем, кажется, по- другому звучал в этот день рабочий гудок – заливисто и весело. Люди смеялись и плакали, обнимали друг друга.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz